Russian Belarusian Chinese (Simplified) English French German
Версия для слабовидящих


banners 1
banners 9
banners 2
banners 3
banners 4banners 5
banners
banners
12 02 2022 06


banners 6
22 02

Методические рекомендации учителю

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Планирование любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-путешествие; круглый стол; урок-состязание; пресс-конференция; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; математический хоккей.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.
Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы урока: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

Психолого-педагогические особенности современного урока

На современном этапе развития образовательного процесса учёные выделяют следующую типологию уроков:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок закрепления знаний и способов деятельности;
  • урок комплексного применения знаний и способов деятельности;
  • урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности;
  • комбинированный урок.

При конструировании современного урока (любого типа из вышеуказанных) можно определить этапы, способствующие решению образовательных задач в условиях модели компетентностного подхода:

  • организационный;
  • организационно-мотивационный;
  • информационно-мотивационный;
  • актуализации субъектного опыта учащихся;
  • актуализации ведущих знаний и способов действий;
  • актуализации комплекса знаний и способов деятельности;
  • целеполагания (определение темы, цели и задач урока),
  • первичного восприятия, осмысления и понимания новых знаний;
  • операционно-познавательный;
  • операционно-исследовательский;
  • первичной диагностики восприятия, осмысления, понимания;
  • конструирования образца применения знаний в нестандартной и изменённой ситуациях;
  • самостоятельного применения знаний в сходной и новой ситуациях;
  • обобщения и систематизации;
  • установления внутрипредметных и межпредметных связей;
  • контроля и самоконтроля;
  • коррекционный;
  • контрольно-оценочный;
  • информация о домашнем задании;
  • подведения итогов;
  • рефлексионный.

Структура современного урока

Тема:
Цель: планируется, что в итоге активной учебной деятельности по исследованию учебного материала учащиеся к концу урока будут знать…, уметь…
Задачи:
создавать условия…,
содействовать развитию познавательных процессов…,
способствовать воспитанию…., … .
Тип урока: урок усвоения новых знаний (или другой).
Оборудование:
ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Задача:
Деятельность учителя:
психологическое воздействие на организацию учебной деятельности учащихся.
Деятельность учеников:
психологическая готовность к уроку.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Задача:
Деятельность учителя:
активизация учебной деятельности учащихся посредством применения эффективных средств, приёмов обучения и содержания заданий.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
активное включение в учебный процесс, мотив учения, интерес к предлагаемым заданиям.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.

Задача:
Деятельность учителя:
актуализация знаний субъектного опыта учащихся по пройденному материалу, связь с новой темой урока.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
воспроизведение изученного материала, прогнозирование темы урока.

IV. СОВМЕСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ УРОКА.
Задача:
Деятельность учителя:
совместная деятельность учителя и учащихся по определению темы, цели, задач урока.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
принятие учебной задачи.
Планирую знать…, уметь… .

V. ОПЕРАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
Задача:
Деятельность учителя:
организация исследования закономерностей нового учебного материала, формулирования теоретических понятий, первичного усвоения нового учебного материала.
Использование эффективных приёмов, методов, форм (работа в группах, смена групп, презентация результатов исследования нового материала).
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
планирование действий исследования, восприятия, первичного применения учебного материала.

VI. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
Задача:
Деятельность учителя:
организация контроля и оценки учебной деятельности учащихся по первичному усвоению нового учебного материала.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка выполнения задания по первичному практическому применению учебного материала.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Задача:
Деятельность учителя:
организация выбора заданий учащимися.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
выбор заданий в соответствии с уровнем усвоения нового учебного материала.

VIII. ИТОГИ УРОКА.
Задача:
Деятельность учителя:
анализ результатов учебной деятельности.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
самоанализ результатов учебной деятельности.

IX. РЕФЛЕКСИЯ.
Задача:
Деятельность учителя:
анализ процесса обучения.
Создание ситуации успеха.
Деятельность учеников:
самоанализ процесса обучения.
Знаю… . Умею…. .
(По материалам статьи Е.Н.Сида, старшего преподавателя кафедры социальной работы Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина, кандидата психологических наук)

Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.
Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!
ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Несколько советов по подготовке нестандартного урока:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5 . Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
7. Нестандартные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нестандартные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Современный урок глазами детей и педагогов

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
На современном уроке обязательно должны создаваться условия для формирования компетенций учеников (компетенция – способность личности справляться с различными задачами), использоваться современные педтехнологии, осуществляться личностно-ориентированый и индивидуальный подход, формироваться самостоятельность, умение и желание добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Безусловно, современный урок не возможен без выполнения определённых требований:
Дидактических
Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Успех урока во многом зависит от уровня общения учителя с учениками, организации взаимодействия учащихся друг с другом в доброжелательном и уважительном русле.
Рациональная организация этапов урока, правильное чередование труда и отдыха, смена видов деятельности обеспечат здоровьесберегающую направленность урока и помогут сохранить здоровье учащихся.
Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.
Взаимодействие, партнёрство, совместное проектирование – черты современного урока.
Главным действующим лицом на любом уроке является учитель. Каков же он современный педагог?
Прежде всего, человек, идущий в ногу со временем, способный меняться, совершенствоваться, владеющий современными педагогическими технологиями.
Использующий нетрадиционные виды уроков, пришедшие из средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием.
А ещё учителю важно научиться управлять образовательным процессом в рамках преподавания своего предмета.
Уважаемые коллеги, отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил.