Russian Belarusian Chinese (Simplified) English French German
Версия для слабовидящих


banners 1
banners 9
banners 2
banners 3
banners 4banners 5
banners
banners
12 02 2022 06


banners 6
22 02

    Методические рекомендации - один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта. Это - методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования. Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта.

  1. Вступительная часть. В ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; указывается адресат, которому предназначено издание; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации.
  2. Изложение главного тезиса - общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы.
  3. Методические указания по содержанию и организации педагогического (управленческого) процесса.
  4. Примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности.
  5. Описание результатов и перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.
  6. Рекомендации адресату по организации работы, направленной на использование рекомендации в практике деятельности:
    • условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций;
    • конкретные действия по определению результатов и их анализу;
    • планирование и коррекция работы;
    • возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.
  1. Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме.

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.
Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.
Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.
Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Целесообразно выделить две группы форм методической работы: коллективные (групповые) и индивидуальные.

К коллективным (групповым) относятся:

  • активная лекция;
  • деловая игра;
  • защита авторских проектов;
  • «круглый стол»;
  • мастер – класс;
  • методический консилиум;
  • методическая оперативка;
  • методическая мастерская;
  • методический КВН;
  • методический тренинг;
  • «мозговой штурм»;
  • научно – практические конференции;
  • семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);
  • панорама педагогических достижений;
  • педагогический «Гайд – парк» (межшкольный);
  • педагогическая дискуссия;
  • педагогические чтения;
  • практикумы;
  • проблемно-ситуационная игра;
  • ролевая игра;
  • творческий диалог;
  • творческий отчет;
  • читательские и зрительские конференции;
  • школа передового опыта;
  • ярмарка методических идей;
  • фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;
  • рекламная акция;

 

К индивидуальным формам методической работы относятся:

  • индивидуальная консультация;
  • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
  • наставничество;
  • проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
  • постоянная работа над методической темой, представляющей

    профессиональный интерес;

  • работа над личной творческой темой;
  • работа с наставником;
  • разработка собственных средств наглядности;
  • разработка диагностических процедур, заданий и тестов;
  • разработка собственной программы самообразования;
  • разработка авторского курса и учебного пособия;
  • рефлексия и анализ собственной деятельности;
  • самостоятельное проведение исследований;
  • собеседование с администрацией;
  • стажировка.

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

 

Семинар форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

       На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

        Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

        Характерными чертами семинара являются:

  • Ø обязательная работа учителей по самообразованию;
  • Ø коллективное обсуждение ее результатов;

        При проведении семинара происходит переход  информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

        Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовки и проведении. Эти организационные меры включают:

  • Ø выделение специального времени для подготовки участников;
  • Ø обеспечение участников списком литературы;
  • Ø скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
  • Ø при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач, умений и  навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия имеют в перспективе и приобретение новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы:

  • Ø организационный;
  • Ø постановка цели;
  • Ø актуализация знаний;
  • Ø инструктаж;
  • Ø деятельность, направленная на практику работы;
  • Ø подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необхо­димой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управле­ния образованием, руководителей учебного заведения, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и прие­мов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не бо­лее двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно используется в общеоб­разовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знако­мят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, ис­следовательской, поисковой), проводимой в течение определенно­го времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образованием.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой при­общения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогиче­скую культуру.

Научно-практический конференция  -    это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление   и пропаганда  лучшего опыта работы,

 формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направле­ния деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: мно­гочисленный состав участников; наличие участников, приглашен­ных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и со­стоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее акту­альными проблемами педагогики, психологии и связана с практи­ческой деятельностью учебного заведения.

Методический фестиваль. Данная форма методической рабо­ты предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль — это торжественное подведение ито­гов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: от­крытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогиче­ским опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама ме­тодических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учеб­ных заведений, сотрудников управления (отдела) образованием, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы- обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успеш­ного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессио­нальной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновид­ность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. То­гда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необ­ходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступ­ления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень под­готовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анали­за (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленно­сти участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг — форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогиче­ские ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверитель­ное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответ­ственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи реше­ния педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия» [26, с. 39].

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на от­дельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Ин­струментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагоги­ческого процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществля­ется обратная связь.

Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнения­ми, идеями, осуществляемый членами методических формирова­ний с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть актив­ным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо ком­плектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учебном заведении тре­бует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагоги­ческие чтения проводятся по определенной теме, связанной непо­средственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их дос­тижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической про­дукцией.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлек­тива по единой методической теме и приоритетным проблемам учебного заведения.

Открытый урок — это традиционная форма работы с педаго­гическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование наиболее эффек­тивных технологий, методик, методов и приемов в процессе обу­чения учащихся.

Алгоритм подготовки и проведения открытого урока может быть представлен следующим образом:

  • слово учителя о проекте открытого урока;
  • характеристика класса, в котором будет проводиться откры­тый урок;
  • рассказ учителя о своей творческой лаборатории, специфике работы вообще и особенностях данного урока;
  • вопросы коллег учителю по проекту урока;
  • ход урока;
  • анализ урока самим учителем;
  • анализ урока одним из членов администрации учебного за­
    ведения;
  • вопросы коллег учителю по ходу урока;
  • общая дискуссия.

Как правило, учитель-мастер в своей творческой лаборатории имеет достаточно большой перечень типов и видов открытых учебных занятий.

Дадим краткую характеристику отдельным из них.

Урок-панорама. Он может быть комбинированным и темати­ческим. Такой урок представляет собой «калейдоскоп» фрагмен­тов уроков, проводимых одним или несколькими опытными педа­гогами с целью демонстрации для менее подготовленных эффек­тивных методов и приемов обучения.

Может быть организована серия уроков одного учителя с це­лью демонстрации логики расположения учебного материала и получения результатов усвоения его учащимися. Чаще всего — это серия уроков по одной теме учебного предмета.

Широкое применение в практической деятельности учителей получили циклы открытых уроков, проводимых разными педаго­гами разных учебных дисциплин по предварительно определенной методической теме.

Урок-рефлексия проводится молодыми специалистами с целью анализа видеозаписи собственного урока, определения его поло­жительных и неудачных моментов, что, естественно, будет спо­собствовать профессиональному росту педагога.

Зарекомендовали себя в среде педагогов-практиков и такие учебные занятия, как уроки-отчеты, уроки-диспуты, уроки соав­торства.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований школы. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополня­ет банк данных опыта работы учителей.

Дни науки проводятся, в основном, в общеобразовательных учреждениях нового типа — гимназиях и лицеях, а также в шко­лах, работающих в режиме развития.

Главная     цель     дней     науки       активизация     научно-

исследовательской, опытно-экспериментальной работы в учебном заведении. Эти дни могут проводиться совместно с научными уч­реждениями, вузами, ИПК, АПО. Их программа состоит из учеб­ных, научно-методических и внеклассных мероприятий. Все они, естественно, несут в себе большой общекультурный потенциал.

Программа дней составляется заранее и доводится до ведома всех участников учебно-воспитательного процесса. Однако основ­ной принцип организации дней — добровольное участие учителей в их работе.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога.

Активные формы организации методической работы

 

К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках модели образования, которая обеспечивает подготовку педа­гогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде В педагогике игры связаны с определенными правилами для их участников. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который затем могут применять на занятиях, учатся решать слож­ные педагогические проблемы, быть активными участниками пе­дагогического процесса, соучастниками по его управлению. Кроме того, использование игровых форм занятий методических форми­рований поможет педагогам научиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обуче­ния. Они также способствуют активизации самообразования педа­гогов, что является очень важной характеристикой современного учителя. Таким образом, использование разнообразных форм методиче­ской работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою оче­редь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного общеобразовательного учреждения.

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения: 

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

  1. Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила игры.

  1. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

  1. Ход игры.
  2. Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры: 

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры: 

  1. Приветствие команд, в котором учитывается:

соответствие выступления заданной теме;

актуальность;

форма представления.

Время выступления — 10 минут.

  1. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса — 1 минута.
  2. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  3. Конкурс капитанов.
  4. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.
  5. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы.
  6. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни школы). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методы работы,

используемые при планировании мероприятий

   №

Метод

Определение метода

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Наблюдение

Беседа

Анкетирование

Интервью

Метод экспертной оценки (МЭО)

Метод экспертного прогноза (вариант метода экспертных оценок)

Параметрический метод

Метод оценки эффективности (МОЭ)

Анализ документов

Тестирование

Биографический метод

Семейная биография (вариант биографического метода)

Метод познания  и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.

Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

Получение информации с помощью устного опроса. По сравнению

с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.

Виды интервью:

- свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы);

- стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами);

- фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);

- формализированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);

- интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).

Основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания., мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:

- первый опрос экспертов;

- обобщение результатов;

- сообщение итогов;

- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждаю свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства.

Состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровня квалификации персонала и т.п.

Имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам и стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго.

МОЭ позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Документы подразделяются:

- по степени персонификации – на личные и безличные;

- в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные;

- по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные).

Исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению.

Это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.

Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аршанский Е.Я. Методическая подготовка будущего учителя химии. // Народная асвета. – 2004, №9. – с.33-37
  2. Барысюк Г.Р. Рэгiянальная метадычная служба : структура, функцыi, рэзультатыунасць дзейнасцi. // Народная асвета. – 2002, № 4.- с.24-27
  3. Баязитов С.Б. Материалы для организации методической работы.  // Практика административной работы в школе. – 2004, № 7. – с.15-16
  4. Блинова И.К., ЧикуроваМ.Н.  Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении.  // Практика административной работы в школе. – 2004, № 1.@ ( см.Практика раб. адм. )
  5. Боровкова Г.Г. Совершенствование системы методической работы в районе. // Завуч. – 2000, № 7. – с.20-27
  6. Вифлиемский А. Экономико-правовые аспекты деятельности муниципальной методической службы. // Народное образование. – 2004,№10. – с.141-152
  1. Волченкова  Г.И. Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления. // Завуч. – 2005,№5. – с.57-59
  2. Габдулхаков Р.Р. О научных критериях оценки качества методической работы в современной школе. // Библиотека ж-ла «Методист». – 2005,№2. – с.17-23
  3. Глинский А.А.,Пашкович Т.Ф. Инновационные процессы в деятельности методической службы учебного заведения нового типа ( из опыта работы славянской гимназии г. Бобруйска). // Кiраванне у адукацыi. – 2005,№2. – с.29-34
  4. Глинский А.А. Создание модели методической службы общеобразовательного учреждения. // Народная асвета. – 2002, № 10.- с.27-31
  5. Глинский А.А. Методический кабинет общеобразовательного учреждения. // Народная асвета. – 2004, № 8. – с.26-28
  6. Губанова Н.А. План работы над методическими темами педагогов и единой методической темой школы.// Завуч,№2. – с.81-96
  7. Дубовик И.С. Содержание методической работы на этапе внедрения новой системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с особенностими психофизического развития. // Кiраванне у адукацыi. – 2005,№5. – с.23-26
  8. Дударева Л.Н., Панов А.И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект). // Методист. - 2005,№2. – с.21-25
  9. Жуковский И.В. Методическая служба школы: технология формирования адаптивной системы управления. // Завуч.- 1999, № 5. – с.69-75
  10. Иванов Н.Ф. Примерный план работы методического объединения учителей начальных классов. // Завуч начальной  школы. – 2004, № 5 .- с.17-18
  11. Иванов Н.Ф. Рекомендации к планированию и содержанию работы методического объединения начальных классов. // Завуч начальной школы. – 2004, № 5. – с.11-17
  12. Исламшин Р.А., Гильмеева Р.Х. Модели методической службы районных и городских органов образования  Республики Татарстан. // Библиотека журнала «Методист». – 2005,№2. – с.23-40
  13. Каргина З.А. Из опыты формирования единого методического пространства дополнительного образования детей Северного учебного  округа Москвы. // Библиотека ж-ла «Методист». – 2005,№2. – с.40-46
  14. Кольга В.В.  Инновационный подход к организации методической работы на довузовском уровне непрерывного аэрокосмического образования.  // Качество. Инновации. Образование. – 2004, № 3. – с.13-15
  15. Концвая З.М. Учебно-методическая деятельность ГУМК по постижению основных принципов и задач реформируемого образования: нормативный аспект. // Кiраванне у адукацыi.- 2005,№1. – с.23-28
  16. Концевая З.М.,Великая В.Г. Критериальные подходы к оценке инновационной деятельности учебно-методических  кабинетов отделов образования. // Кiраванне у адукацыi. – 2005,№3. – с.30-34                                                                                                                                                                                                                                                                                           
  17. Королёва Е.В. Примерные рекомендации к планированию и содержанию работы методических объединений учителей начальных классов. // Завуч начальной школы. – 2001, № 5. – с.96-99
  18. Коростелёва Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях. // Методист. – 2005,№4. – с.17-21

Коротаева Е. Два варианта : традиционный и программно-тематический. // Директор школы. – 2001,№6. (см. папка «Директор школы»).( Вариант статьи)

  1. Коротаева Е., Чернякова М.  Методическая служба школы « Источник» : объединение разнодумающих  единомышленников. // Директор школы. – 2004, № 4. – с.30-35
  2. Котлярова М.М. Методическая служба и современные образовательные технологии. // Народная асвета. – 2003,№ 7. – с.36-39

Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! (Система внутришкольной методической учёбы педагогов). // Завуч начальной школы. – 2004, №1. – с.82-97

  1. Кушнир А.м. Методический плюрализм. // Школьные технологии. – 2004,     №4. – с.3-11
  2. Клокарь Н. Региональная модель управления профессиональным развитием заведующих районными (городскими) методическими кабинетами. // Кiраванне у адукацыi. – 2005,№3. – с.48-55
  3. Кутовая Е.А. Из опыта работы по организации методической службы в муниципальном образовательном учреждении.// Методист. – 2005,№3. – с.27-31
  4. Лихачёва Л.Д. Деловая методическая игра « Методическое путешествие». // Классный руководитель. – 2004, № 4. – с.43-49

Макарова Т.М. Примерный функционал председателя методического объединения средней общеобразовательной школы. // Завуч. – 2003 , № 6. – с.112-115

31.Максимова С.Н. План методической работы школы № 705 г. Москвы.// Завуч. – 2005,№1. – с.66-73

32.Матуренко Н.В.  Из опыта организации программно – методической деятельности школы. // Завуч. – 2004, № 8. – с.81-93

Методические службы учреждений дополнительного образования : многообразие российских моделей. // Народное образование. – 2004, № 2. – с.97-101

33.Мурзина Н.П.  Основные  направления работы методической службы системы повышения квалификации. // Начальная школа. – 2004, №11. – с.11-12

34.Музлуева В.О. Документы для организации работы методического центра отдела образования мэрии города Элисты. // Практика адм. работы в школе. – 2004, №7. – с.17-24

35.Музлуева В.О. Документы для организации работы методического центра отдела образования мэрии города Элисты. // Практика административной работы в школе. – 2004,№8. – с.34-40

36.Новожилова Н.В. Исполозование слвременных информационно-коммуникационных технологий в работе методических центров. // МЕТОДИСТ,2005,№1. – с.16-22

37.О проведении методической учёбы классных руководителей. // Зборнiк нарматыуных дакументау. – 2005,31. – с.53-65

38.Об утверждении примерного положения об учебно-методическом кабинете отдела ( управления) образования районного, городского  исполнительного комитета (администрации района в городе). // Зборнiк нарм. дакументау. – 1999, № 11. – с.6-11

39.Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы. // Методист. – 2005,№2. – с.29-34

40.Патяко Г.И. Организация методической работы в школе. // Завуч нач. школы. – 2005,№4. – с.80-86

41.Паулава З.  Якой быць метадычнай службе сiстэмы адукацыi ? // Наст.газ.,2004г.,22мая

42.Пахомова Е.М.,Филатова Л.И. Методическая служба : современные требования и пути преобразования. // Библиотека ж-ла «Методист». – 2005,№2. – с.4-17

43.Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы. // Методист. – 2005,№2. – с.29-33

44.Петренко А.А. Современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципального образования. // Методист. – 2005,№3. – с.32-35

45.Перехватова А.В. Научно-методический совет и совершенствование образовательного пространства в школе. // Завуч. – 2002, №5. – с.67-70

46.Пильдес М.Б. Положение о методическом совете гимназии. // Практика административной работы в школе. – 2004,№ 8. – с.33-34

47.Подрез Л.И. Организация методической работы в условиях адаптивной системы обучения в массовой общеобразовательной  школе. // Завуч. – 2004, № 6.- с.107-113

48.Подушкина И. Методический продукт школы : от замысла к исполнению. Образовательный и маркетинговый аспекты внутришкольной методической работы. // Народное образование. – 2003,№ 10. – с.105-117

Программно-методическое обеспечение деятельности прогимназии. // Завуч начальной школы. – 2005,№1. – с.14-35

49.Рекомендации по проведению методической учёбы классных руководителей. // Зборнiк нарматыуных дакументау. – 2004, № 10. – с.28-35

50.Рыкова А.В.  Деятельность института повышения квалификации по организационно- методическому сопровождению инновационных и экспериментальных проектов. // Кiраванне у адукацыi. – 2005,№3. – с.39-41

51.Рычихина Э.Н., Николаева Г.В. Совершенствование системы управления методической работы. // Инновации в образовании. – 2004, № 1. – с.91-99

52.Синичкина Л.П. Методическая служба – курс на повышение компетентности. // Пазашкольнае выхаванне. – 2005,№3. – с.47-51

53.Смоляк В.С. Опыт организации работы в гимназии. // Кiраванне у адукацыi. – 2002,№ 1. – с.65-79;2002,№ 2. – с.51-66

54.Чернявская А.И. Методический модуль как одна из составляющих «Образовательной программы» учреждения образования нового типа. // Адукацыя i выхаванне. 2005,№6. – с.21-23

55.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. // Школьные технологии. – 2002,№ 5. – с.42-55

56.Токарева Г.С.,Терещенкова Т.С. Практические рекомендации по организации работы методического объединения учителей истории и обществознания в образовательном учреждении. // Образование в современной школе. – 2004,№12. – с.4-14

57.Феоктистова С.А. Результативность методической работы. // Завуч. – 1999, № 3. – с.5-24

58.Харитонова Н.П. Модель региональной методической службы:создание единого методического пространства в системе образования. // Пазашкольнае выхаванне. - 2004, №7. – с.10-14

59.Храмцова Ф.И. Мониторинговая деятельность методиста-внешкольника. // Пазашкольнае выхаванне. – 2005,№2. – с.12-15

60.Черноусова Ф.П.  Организация методической работы в школе ( рекомендации). // Завуч. – 2004, № 7. – с.103-132

61.Шувалова С.О.  Наличие нормативно-правовой основы методической работы в образовательном учреждении (методический аудит). // Методист. – 2005,31. – с.23-29

КНИГИ

  1. Кульневич С.В.. Гончарова В.И.. Мигаль Е.А.  Управление современной школой. Вып. 2. Муниципальные методические службы. – Ростов – на- Дону : Учитель, 2003. – 288 с.
  2. Кульневич С.В.. Гончарова В.И.. Мигаль Е.А.  Управление современной школой. Вып. 3. Муниципальные методические службы. – Ростов – на- Дону : Учитель, 2003. – 224с.
  3. Лизинский В.М.  О методической работе в школе . – М.: Педагогический Поиск, 2001. – 160с.
  4. Макарова Т.Н.  Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 160с.
  5. Методическая работа в школе : Организация  и управление. – Изд.2-е. – М.:Дидакт,1901. – 188с.
  6. Методическое обеспечение внутришкольного управления (пакет методических материалов и разработок по управлению школой). – Запорожье,1992. – 48с.
  7. Миркина Р.М. Методический кабинет в школе. – М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР. – 1961. – 76с.
  8. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 176с.
  9. Содержание и организация методической работы с учителями-предметниками в учреждениях образования / Под ред. Шестакова Ю.Н. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 180с. Два варианта:
    традиционный и программно-тематический
  10. Хлебунова С.Ф.,Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Вып.4. – Ростов – на – Дону: Учитель,2005. – 96с.

 Электронные адреса: