Russian Belarusian Chinese (Simplified) English French German
Версия для слабовидящих

banners 1
banners 2
banners 3
banners 4
banners 5
banners 6
22 02

Об итогах работы системы образования района за 2019-2020 учебный год

Образовательное пространство Верхнедвинского района в 2019-2020 учебном году включало в себя 31 учреждение образования. С 1 сентября 2020 года учреждения образования посещает 1936 учащихся и  810 воспитанников. Средняя наполняемость классов по району – 12,9. В учреждениях образования городской местности -20,1. К городской местности относится также городской поселок Освея, где наполняемость классов – 11,7. Наполняемость классов по школам г. Верхнедвинска – 22,2, по сельской местности – 9,1. С целью сохранения доступности образования в 2020-2021 учебном году организован подвоз для 285 школьников и 50 воспитанников дошкольных учреждений. Для подвоза используется 8 школьных автобусов. Учащиеся из сельской местности обеспечены проездными билетами. Для городских школьников организован бесплатный проезд к месту учебы, а также на занятия в кружках и секциях дополнительного образования. В системе образования района в 2020-2021 учебном году трудятся 887 человек. Из них 453 педагогических работников, 434 – прочего персонала.

В 2020 году на обеспечение функционирования системы образования района выделено 14 млн. 500 тысяч рублей, что составляет 40% районного бюджета. В рамках оптимизации расходов республиканского бюджета было произведено резервирование части расходов районного бюджета, в том числе и по образованию. На 2020 год запланировано выполнение работ по текущему и капитальному ремонту учреждений образования на сумму 127 тысяч рублей. Обновление материально-технической базы на сумму 111 тысяч рублей. В том числе, пищеблоков учреждений дошкольного образования – на сумму 40 тысяч рублей, мебели – на сумму 51 тысяча рублей, спортивного инвентаря на сумму 40 тысяч рублей. Задача 2020 года – обеспечение учреждений общего среднего образования спортивным оборудованием на 100%.В 2020-2021 году запланирован ремонт ГУО «Освейская средняя школа Верхнедвинского района», ГУО «Освейский детский сад Верхнедвинского района» в рамках реализации Программы развития агрогородков, ГУО «Волынецкая средняя школа Верхнедвинского района», ГУО «Бигосовская средняя школа Верхнедвинского района» за счет средств займа Всемирного банка. К новому учебному году во всех учреждениях образования района подписаны паспорта и сертификаты готовности. Единовременную материальную помощь к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, получили 236 многодетных семей, в которых воспитываются 443 ребенка-школьника. Общая сумма выплат составила более  тридцати одной тысячи рублей.

Работа  системы дошкольного образования района в 2019-2020 учебном году была направлена на решение основной задачи – обеспечение доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства. Реализация программ дошкольного  образования осуществляется в 13 учреждениях дошкольного образования и 5 комплексах «детский сад-школа». Охват детей от 3 до 6 лет  учреждениями дошкольного образования составляет 97,4%, что выше областного планового показателя. Увеличение охвата удалось достигнуть путем организации работы групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях.

100% детей пятилетнего возраста охвачены подготовкой к обучению в школе. Приоритетной задачей в системе дошкольного образования является обеспечение безопасных условий пребывания воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья. Показатель заболеваемости воспитанников традиционно ниже областного и республиканского. Случаев травматизма воспитанников детских дошкольных учреждений за последние три года не допущены. Реализацию программы дошкольного образования в текущем учебном году обеспечивают 147 педагогических работников. Образование по направлению «Педагогика детства» имеют 73% воспитателей дошкольного образования, что выше областного планового показателя, который составляет 55%. Первую и высшую квалификационные категории имеют 59,8%, что выше планового областного показателя, который составляет 57%. Свою квалификацию педагоги подтверждают в методических конкурсах, конкурсах педагогического мастерства различного уровня. Воспитатель яслей-сада №2 г. Верхнедвинска Маслякова И.А. стала победителем областного этапа Республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и вошла в сборную области. В 2021 году планируется переход  системы дошкольного образования республики на нормативное финансирование.

Основная цель деятельности системы специального образования района - это повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития и психологическая поддержка семей, воспитывающих особенных детей. Ведущая роль в координации этой работы принадлежит ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Верхнедвинского района». Доля обучающихся с особенностями психофизического развития, получивших образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования составляет 97%, что выше планового показателя Государственной программы. Охват детей с особенностями психофизического развития ранней комплексной помощью составляет 100%.

Основной задачей, стоящей перед учреждениями общего среднего образования, было и остается обеспечение качества образования. Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию составляет 75,8%, что соответствует плановому показателю Государственной программы. Один учитель в районе имеет квалификационную категорию «учитель-методист». Доля учреждений общего среднего образования, оснащенных современным оборудованием составляет 44%, при плановом областном показателе 36%. Продолжается поставка в учреждения образования района мультибордов в рамках реализации программы «Образование и молодежная политика» за счет республиканского бюджета.

Одной из задач, стоящей перед системой общего среднего образования в прошедшем учебном году было повышение эффективности работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Отделом по образованию, учреждениями образования была проведена определённая работа. Из года в год увеличивается количество участников районной олимпиады по учебным предметам. Среди учащихся 9-11 классов с 25% в 2018/19 учебном  году до 28% в 2019/2020. На III (областном) этапе республиканской олимпиады команда Верхнедвинского района была представлена  8 учащимися из   4 учреждений образования. Это учащиеся ГУО «Верхнедвинская гимназия», ГУО «Бигосовская средняя школа Верхнедвинского района», ГУО «Средняя школа №2 г.Верхнедвинска», ГУО «Придвинско-Боровская средняя школа Верхндвинского района». 38% участников областного этапа стали призерами олимпиады. В 2019-2020 учебном году исследовательская работа учащихся ГУО «Средняя школа №2 г.Верхнедвинска»  была отмечена дипломом II степени на областной научно-практической конференции “Эврика”, была представлена на республиканском этапе. По итогам участия в областном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов «Вернисаж» учащиеся ГУО «Верхнедвинская гимназия» и ГУО «Средняя школа  № 2 г.Верхнедвинска»  завоевали дипломы III степени. По итогам прошедшего года из 180 девятиклассников по результатам экзаменов 45,3 % показали высокий и достаточный уровень учебных достижений, 7 – получили свидетельства об общем базовом образовании с отличием. Учреждениями  образования проводится целенаправленная профориентационная работа на получение выпускниками 9-х классов рабочих профессий. Ежегодно количество выпускников  9-х классов, поступающих в учреждения среднего специального и профессионально-технического  образования составляет  более 50%. Из 97 учащихся 11 классов более 69 % показали высокий и достаточный уровень знаний по результатам выпускных экзаменов. Аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью получили 5 выпускников ГУО «Верхнедвинская гимназия». 63% выпускников района поступили в учреждения высшего образования, 31% в учреждения среднего специального образования. Это стало возможным благодаря качественной организации изучения предметов на повышенном уровне и целенаправленной профориентационной работы учреждений образования и заказчиков кадров.

         Дополнительное образование является важной и  неотъемлемой частью системы образования района. В прошедшем учебном году  49 объединений по интересам, организованных на базе ГУО «Верхнедвинский районный центр детей и молодежи», посещало 585 воспитанников, что составляет 30% от общего количества учащихся. Результативность участия воспитанников объединений по интересам это 49 дипломов в областных творческих конкурсах и 3 диплома в республиканских по итогам 2019 года, 7 дипломов международного уровня и 31  диплом областного уровня по итогам текущего периода 2020 года. В районе реализуется 2 республиканских, 4 областных инновационных проекта, 24 – творческих районных.

В новом учебном году ГУО «Санаторный ясли-сад №3 г.Верхнедвинска» включился в областной проект «Программирование без розетки», ГУО «Средняя школа №2 г.Верхнедвинска»  – в проект по апробации экспериментальных учебных планов и программ в условиях обновленного содержания допрофильной подготовки и профильного обучения.

Задачи на 2020-2021 учебный год

С целью качественного развития системы образования района в 2019 учебном году необходимо обеспечить:

-совершенствование качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования (обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, современными средствами обучения и учебными изданиями, укрепление материально-технической базы учреждений);

-создание безопасных и здоровьесберегающих условий жизнедеятельности воспитанников и учащихся;

- повышение результативности образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования через обеспечение качества преподавания учебных предметов, повышение квалификационного уровня педагогов, обеспечение результативности централизованного тестирования и участия в республиканской олимпиаде по учебным предметам;

 - выстраивание системы профориентационной работы на всех ступенях образования, формирование классов профессиональной направленности на  II ступени общего среднего образования через воспитательную систему класса, на III ступени через создание профильных классов профессиональной направленности;

 - развитие взаимодействия с семьями по повышению родительской ответственности за безопасность детей.

- профилактика противоправного поведения, суицидальных проявлений среди школьников;

- совершенствование работы и содействие в оказание помощи (методической, юридической, финансовой) приемным семьям и родителям-воспитателям детских домов семейного типа;

- повышение качества дополнительного образования (обновление материально-технической базы,  решение кадрового вопроса, открытие кружков технического профиля, вокальных, танцевальных,  сценического мастерства в том числе на платной основе);

 - повышение эффективности  оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психического развития (обеспечение тесного взаимодействия с учреждениями здравоохранения по  выявлению и увеличению охвата специальной помощью детей раннего и дошкольного возраста; организация новых форм работы с детьми раннего возраста и их законными представителями).