Методическое сопровождение
Организация работы методических формирований педагогических работников в учреждениях образования
Методические рекомендации
Методическая работа в учреждении образования призвана обеспечивать профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности каждого педагога на основе его индивидуальных особенностей, педагогических способностей, возможностей, знаний и умений, успехов и затруднений, реализуя тем самым личностно ориентированный подход в данном виде деятельности, выступает необходимой организационной основой инновационной направленности учреждения образования.
Исходя из такого видения значения методической работы в учреждении образования, определяют её цель, задачи и направления.
Цель методической работы: создание условий для обеспечения личностно-профессионального развития педагога, формирования и развития (совершенствования) педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.
Приоритетными задачами методической работы современного учреждения образования являются:
повышение качества образовательного процесса;
повышение уровня методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки педагогов;
развитие профессиональной компетентности (методической, информационной, коммуникативной, аналитической, проектировочной и др.);
формирование инновационной направленности деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику, в овладении педагогами такими видами деятельности, как моделирование, проектирование, конструирование, прогнозирование и др.;
обогащение образовательного процесса инновационными педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
организация работы по изучению новых учебных программ, изменений образовательных стандартов;
оказание на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе консультационной научно-методической помощи педагогам в вопросах профессионального самообразования;
стимулирование педагогического творчества на основе изучения мотивов творческой профессиональной деятельности;
повышение информационной культуры педагогических работников, обучение работе с компьютером, внедрение информационных технологий в практику работы;
методическое сопровождение экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности и др.
Следует отметить, что задачи методической работы во многом зависят от тех направлений деятельности учреждения образования и его методической службы, которые на данном этапе являются приоритетными.
Основными направлениями методической работы являются:
повышение квалификации педагогов учреждения образования;
учебно-методическая работа;
инновационная деятельность;
информационно-методическое обеспечение педагогов;
выявление, обобщение и трансляция педагогического опыта;
развитие педагогического творчества.
В учреждении образования положительно зарекомендовали себя следующие формы методической работы:
методические объединения;
единый методический день;
проблемные семинары и практикумы;
школа молодого учителя;
школа передового опыта;
индивидуальная работа с учителями;
проведение открытых учебных занятий;
научно-педагогические конференции и педагогические чтения;
ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;
моделирование и анализ педагогических ситуаций;
творческие отчёты педагогов;
конкурсы профессионального мастерства.
Исходя из вышеизложенного, можно определить основные подходы к организации методической работы в учреждении образования:
мероприятия по обеспечению методической работы в учреждении образования планируются в разделах годового плана работы учреждения, согласно их направленности;
для эффективного планирования методической работы в учреждении образования необходимо учитывать прошлый опыт, важна достоверность, объективность исходных данных (научный подход к анализу, согласно разработанным Министерством образования Республики Беларусь критериям и показателям, а также критериям и показателям, разработанным педагогическими работниками учреждения образования и утвержденными директором исходя из специфики деятельности учреждения, его инновационной направленности);
коллегиальность при планировании методической работы в учреждении образования;
реалистичность, диагностичность целей и задач, определяемых при планировании, их связь с прогнозируемым результатом;
возможность контроля за выполнением мероприятий плана, его оперативной корректировки;
разработка учреждением образования необходимых локальных документов (приказ, положение, порядок и т. д.), исходя из принципа целесообразности;
необходимость учёта социального заказа, традиций, специфики и положительного опыта педагогической деятельности учреждения образования; особенностей мотивации учителей и их профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма;
целесообразность структуры методической работы в учреждении образования, соответствующей запросам, выявленным в ходе анализа проблем, составу педагогических работников и перспективам развития;
необходимость поддержки в педагогическом коллективе индивидуально-творческого педагогического поиска.
Поскольку наиболее распространённым методическим формированием в учреждениях образования является методическое объединение (далее - МО), на характеристике особенностей его работы остановимся более подробно. В методическом объединении совершенствуют профессиональную квалификацию педагоги одной либо родственных учебных дисциплин.
Приоритетными направлениями в их деятельности являются: проблемный анализ результатов образовательного процесса по учебному предмету; разработка методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей; внесение предложений по изменению содержания учебных предметов, в том числе факультативов, и их учебно-методическое обеспечение; проведение первоначальной экспертизы педагогической продукции специалистов-предметников; определение степени влияния профессиональной деятельности педагога на результаты образовательной деятельности; диагностика качества знаний учащихся; участие в подготовке и проведении методических декад, предметных недель и т. д.
Цель МО состоит в обеспечении качества образования, эффективности образовательного процесса в ходе совместного поиска, отработки и внедрения лучших образцов педагогической деятельности, профессионального общения, выработки единых подходов, требований, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов.
Деятельность МО регламентируется положением о данной структуре, в котором находят отражение следующие позиции: предназначение (миссия) МО, цели, задачи, приоритетные направления деятельности. Традиционно деятельность МО осуществляется по двум значимым направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.
Организационная работа включает:
общую характеристику состава педагогов МО (создание банка данных о членах МО);
диагностику профессионального уровня педагогических кадров;
планирование работы на определённый период;
организацию работы по выполнению плана;
подведение итогов работы за определённый период;
ведение необходимой документации МО.
Учебно-методическая работа включает:
анализ результатов образовательного процесса;
изучение эффективного педагогического опыта и его использование в практической деятельности;
подготовку учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным состязаниям, предметным олимпиадам;
подготовку и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам.
На основе направлений деятельности МО разрабатывается план его работы.
Для организации деятельности предлагаем руководителю методического формирования использовать необходимый минимум документов, который обеспечит оптимальный уровень качества управления подразделением и возможность реализации поставленных задач. К этим документам отнесем:
1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации в 20_/20_ учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования" и другие инструктивно-методические письма к новому учебному году по различным направлениям деятельности учреждения образования, иную нормативную правовую документацию.
2.Приказ руководителя учреждения образования об организации методической работы в 20_/20_ учебном году.
3.Положение о методическом формировании: методическом объединении, творческой группе, проблемной группе, школе молодого педагога, школе эффективного педагогического опыта и др. Руководитель каждого формирования имеет только свое положение.
4.Формулировку методической темы учреждения образования и возможность её реализации в темах самообразования педагогов конкретного методического формирования.
5.План работы методического формирования на текущий учебный год (анализ работы за предыдущий период деятельности прилагается к нему либо является одной из составных частей плана)состоящий из разделов:
РазделI. Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год с указанием:
- степени выполнения плана работы методического формирования;
- оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
- оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);
- анализа проведения открытых учебных занятий;
- итогов взаимопосещения учебных занятий;
- состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, сохранению и развитию;
- причин неудач в работе методического формирования и отдельных педагогов (если таковые имелись).
РазделII. План работы с молодыми педагогами (при необходимости, а также если в учреждении образования не создана «Школа молодого учителя»).
РазделIII. План проведения предметной недели или декады.
РазделIV. График проведения открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий по предмету учителями МФ(возможно как приложение
РазделV. План проведения заседаний МФ
6.Протоколы заседаний методических формирований (выступления членов формирования, видеоматериалы и др. являются приложением к протоколу).
7.Банк данных о членах методического формирования (табличный вариант самый оптимальный). В таблицу можно включить следующие данные:
-фамилия, инициалы педагога;
-образование (стоит указать название учреждения образования,
выпускником которого является член МФ);
-стаж работы (общий и в данном учреждении образования);
-учебная нагрузка в текущем учебном году;
- квалификационная категория, № приказа, и дата присвоения;
-прохождение курсовой подготовки (последней и перспективной): сроки, название учреждения дополнительного образования взрослых;
-тема самообразования педагога.
8.Банк данных молодых специалистов по конкретному учебному предмету. Информация о молодом педагоге может найти отражение и в предыдущем списке.
9.Планы работы молодого специалиста и его наставника (если такая работа проводится в рамках МФ)
10.Диагностические материалы для определения профессиональных затруднений и достижений педагогов. Результаты диагностических измерений.
11.Информацию о выполнении ранее принятых решений (провести через протоколы: информация дается в начале заседания, самостоятельным вопросом в повестку дня не включается, но в протоколе находит отражение)
12.Тематические папки (наличие, количество, содержательное наполнение - по усмотрению руководителя МФ).