Методическое сопровождение
Самообразование молодых специалистов
Совершенствование организационно-методической культуры педагогов через систему самообразования
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Выбор темы самообразования.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
- «Интерактивные методики на уроке»;
- «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
- «Работа с одаренными детьми»;
- «Дифференцированное обучение».
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: методическая литература семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Уважаемые коллеги! Образовательное направление в системе образования требует педагога нового типа. Современная школа испытывает потребность в учителе не только знающем свой предмет и способном объяснить ученикам материал, но и умеющим грамотно управлять учебной деятельностью учеников.
Памятка по самообразованию
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, кодекс, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы педагогов других УО. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |