Russian Belarusian Chinese (Simplified) English French German
Версия для слабовидящих


banners 1
banners 9
banners 2
banners 3
banners 4banners 5
banners
banners
12 02 2022 06


banners 6
22 02

Совершенствование организационно-методической культуры педагогов через систему самообразования

 

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Выбор темы самообразования.

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.

  1. «Интерактивные методики на уроке»;
  2. «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  3. «Работа с одаренными детьми»;
  4. «Дифференцированное обучение».

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: методическая литература семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Уважаемые коллеги! Образовательное направление в системе образования требует педагога нового типа. Современная школа испытывает потребность в учителе не только знающем свой предмет и способном объяснить ученикам материал, но и умеющим грамотно управлять учебной деятельностью учеников.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, кодекс, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨ Включите современные взгляды на проблему

¨ Используйте опыт работы педагогов других УО.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.